30 ноября 2016 года
Вчера главред портала «Выбирай» провел лекцию на тему «Как брать интервью со знаменитостью». Встречались в арт-центре «Грифон». Читайте в статье, какие уроки должен постичь молодой интервьюер.
Сразу предупредил ребят, что после встречи они не станут крутыми интервьюерами. Я мог только показать им, какие ошибки совершал. Собралось 11 человек, и среди них были даже студенты-журналисты. Чем были полезны мои знания студентам-инженерам, тайна великая. Хотя в интервью Владимир Байметов говорил, что многие технари преуспевают в гуманитарных науках, и наоборот.
Начали с подготовки к интервью. Первое, что стоит запомнить начинающим журналистам — для начала нужно работать с людьми, которых вы знаете, и они вам приятны в общении. Понятно, что хочется спросить у президента, как он стал президентом, но это потом. Сначала — ближайшее окружение.
Мои поиски не были долгими. Начали с Игоря Пестерева. С ним общаться легко, он балагур и баловник, каких поискать. Материал получился с таким же настроением. Я не знаю, что было бы, если бы первым героем был не Игорь. Но факт остается фактом — интервью удалось.
После утверждения героя нужно ему вежливо сообщить об этом. Социальные сети в помощь. Телефонов обычно мы не знаем, а написать небольшое сообщение легко. С письмом работайте как продавец подержанной иномарки: это не вы, журналист, делаете одолжение гостю, а гость очень выручит вас согласием. Любому человеку приятно, если о нем напишут, но не менее приятно, если у него будет хоть небольшая возможность выбора.
Гость согласился, дальше — подготовка. Вы не представляете, сколько информации даст одна страничка ВК или ФБ. Люси Кампети спросила даже, не работаю ли я на ЦРУ, раз знаю столько подробностей из её жизни. Материала для «желтой» прессы там нет. Но очень много мыслей, заметок, репостов, от которых составляем вопросы, которые раскрывают человека с разных сторон.
Опросник — самая важная часть статьи. Журналист, который не знает о чем спросить, рискует тем, что гость заскучает и ответы его будут по заученному алгоритму: родился-живу-работаю-не привлекался. Так у нас случилось в интервью с Григорием Коганом. Я спрашивал о его жизни, ситуации IT-индустрии Ижевска, оттоку кадров. А ему хотелось поговорить о музыке. Случайное упоминание о джазе, и мы возвращаемся в офис, рассаживаемся по местам и разговариваем ещё час.
Вытаскивайте гостя из офиса. Как бы не было уютно и удобно ему в своем кресле, офис — это крепость, в которой чувствуешь защищенность. Вам обоим нужна не защищенность, а хороший материал. Интервью берут там, где удобно обоим. Я приглашаю в кафе на чай. В заведениях Максима Коновалова никогда не прогоняли и не просили согласовать время с администратором. Иногда даже помогают выбрать места, где тише и свет лучше.
Сели, разлили чай, гость ждет. Теперь задавайте вопросы и слушайте. Слушать и слышать — редкая черта. Нужно понять, что перед вами человек, он хочет внимания. Спросите об интересах, хобби, почему в углу офиса стоят щит и меч. Гость оживет и расскажет, как он этим мечом разгонял латников на фестивале исторической реконструкции. У Олега Вылегжанина в углу ещё шлем лежал и книги с фантастикой. Смотрите, сколько материала для статьи.
В ходе беседы обязательно возникают моменты, когда гость открывается вам немного больше, чем это нужно. Это прекрасно, дайте человеку выговориться. Зачастую вы единственный, кто спросил про интересные для него вещи. Но не играйте на слове. Если вас просят не писать об чем-то, не пишите. Это момент доверия — если вы хотите дешевых понтов и однодневной славы, пишите, но с вами работать больше не будут. И другим расскажут.
Если есть возможность делать фотографии, делайте. Не нужно, чтобы сразу получились шедевры. У меня в начале были скриншоты с экрана — когда-то давно я брал интервью у Федора Овчинникова по скайпу. Сейчас фотографии мне делает жена, и с каждым разом они получаются все круче. Свои фото — это работа над общим стилем статьи. Если всегда будет один и тот же текст с одинаковыми фотографиями, это укрепит ваше имя на рынке журналистики, вас будут узнавать. Например, у Ксении Собчак один и тот же фотограф во всех интервью для сайта «Сноб».
Разговор записываю на обычный диктофон за две тысячи рублей. Ничего лишнего и без наворотов. До этого просил у знакомого профессиональный диктофон, на который тот записывал звуки природы. Такого качества звука нам не нужно. Ещё использовал планшет, ноутбук и обычный телефон с кнопками. Звук везде слышно, этого достаточно для расшифровки. Но профессиональная техника удобнее — поставил и не думаешь. На телефон часто звонят, ноутбук не везде пронесешь или поставишь.
После интервью наступает волшебное время расшифровки аудио. Любой коллега в редакции, желающий узнать о моих делах, получает порцию «Нормально!» сквозь плотно сжатые зубы. Тут нужна усидчивость и дисциплина. Если вы думаете, что двухчасовое интервью расшифруете за два часа — не думайте. У меня как минимум уходит пять часов. Но и то если работаю на разрыв аорты. Но в промежутках расшифровки остается рабочая рутина, которую никто не отменял. Норма — один рабочий день.
Расшифровали. Начинаем причесывать, вычитывать, убирать слова-паразиты и проверять текст в «Главреде». Остается примерно половина того, о чем говорили, потому что не все мысли пойдут в публикацию. Кстати, забыл сказать, что я расшифровываю весь (!) текст, который есть на диктофоне. Да, вот такой я сумасшедший. Все ещё надеюсь, что любое сказанное слово пригодится. Надеюсь, это пройдет.
После редактуры отправляем текст гостю на согласование. Молим о том, что все понравится. Получаем ответ с правками. Ругаемся на всю редакцию, пьем валерьянку и исправляем то, что хочет гость. В этот момент нужно набраться храбрости и защищать все пункты в интервью, которые кажутся сильными. Это же ваша статья, ответственность так же будет лежать на вас. Лучше всего обговаривать условия согласования «на берегу». Например, «проверяем только факты, стилистику не трогаем».
Текст согласовали, фотографии нравятся. Бегом публиковать. Ура!
Не всегда получится сделать хороший текст с первого раза. Мои интервью не лучшие в мире. Владимир Познер говорит, что работа журналиста подразумевает наличие дара или таланта. Но талант без ежедневного труда — ничто. Каждый день пишите по чуть-чуть. Делайте свой «налет часов», как пилоты самолетов. Без опыта вы даже картошку пожарить «как у бабушки» не сможете. Успехов.
Фото: Мария Семенова
Особая благодарность арт-центру «Грифон».