9 сентября 2016 года
Олег Вылегжанин — первопроходец IT-индустрии в Ижевске, основатель двух компаний, которые до сих пор «только растут». На сегодняшний день Олег Витальевич — самый активный популяризатор IT-индустрии, «тяжелой» музыки и фантастики в Ижевске.
Подобные предпочтения покажутся кому-то странными. Особенно, необычным кажется принадлежность таких вкусов к человеку из бизнеса. Но мало людей задумывается, что эти черты характера делают нашего героя особенным на рынке Ижевска.
С Олегом Витальевичем я знаком давно. Как говорят в старых фильмах, характер у него нордический, черты лица — резкие, волевые. Что скрывается за этим человеком, из каких кирпичиков состоит его основа? В ходе беседы мы выяснили, откуда пришло увлечение викингами, музыкой в стиле Total Metal и чтение фантастики.
Мне всегда было интересно, где мои корни? Когда я стал интересоваться, что означает фамилия, узнал, что в Архангельской области есть речка Вылегжа. Жителей на этой реке называли Вылегжанинами. Эта версия происхождения моей фамилии все объясняет. Северная мелодика, искусство, узоры — это все настолько близко, мои корни там.
Меня покоряет суровость северной природы. Несколько лет назад оказался в Шотландии, и помню то ощущение сурового севера. Не верилось, что оттуда уеду. Возникло чувство такого единения с этой природой, что стало страшно: «А как я после этого буду жить где-то ещё, если жизнь здесь?». Пока собираюсь с силами проехаться по местам, где формировалась культура викингов и варягов. Просто, трудно потом жить с пониманием, что живешь не там, где твоя душа.
С викингами я встретился лет в пять. Один родственник подарил книжку с комиксами на День рождения. Для советского времени подобная книжка была страшной редкостью. Многого тогда я понять не смог, но в сознании викинги остались ярким пятном. Потом эта тема надолго ушла из жизни, пока я не столкнулся с историей.
Оказалось, они имели очень большое отношение и к нам, и к Европе. Этот факт очень слабо отражается в курсе истории. Нам говорили: викинги, Рюрик, варяги. А кто такие викинги? Это же не национальность. На самом деле — это профессиональные воины. Собирались жители Норвегии, Дании, где холодно и нужно много строительного леса. На совете решали идти к соседям и пограбить немного. Пойти в поход за добычей называли «пойти на викинг». Но люди же так просто не отдают добро. Долгими зимними вечерами приходилось учиться драться.
Сейчас все смешалось, потому что и на севере может быть тепло от атомных станций. И на юге может быть холодно за счет холодильников. Границы постепенно стираются, но я уверен, что эта разница темпераментов есть и она сыграла свою роль в становлении современного общества.
Различие восток-запад не так чувствуется. На карте Восток постепенно переходит в Запад. Есть страны, которые так и не определились, Азия они или Европа. А вот быть одновременно северным или южным человек не может. Характер либо нордический, либо нет.
У суровых воинов и музыка была соответствующая. Сила северных песен имеет магическое значение. Она подавляет, и это кажется людям странным. Я нашел ответ в спорте. В юности я занимался тяжелой атлетикой. Чтобы стать сильнее, нужно в какой-то момент преодолеть себя. Это похоже на маленькую смерть, когда понимаешь, что все, больше не можешь. В этот момент делаешь выбор — сделать либо нет.
Тяжелая музыка давит, как штанга, подавляет, заставляет рухнуть на колени. Но затем ты должен встать. Когда это преодолеешь, ощущение почти как у первооткрывателя новой планеты. Вера в себя берется через преодоление. Преодоление тела идет в спортзале. Укрепление духа я нашел в музыке.
Путь к «металлу» начался с «Бременских музыкантов». Они же нашпигованы рок-н-роллом. Мне нравилась та энергетика «а ну скорей любите нас вам крупно повезло» или «баю-баюшки-баю».
С началом перестройки, появился Modern Talking. Диско слушали все, я даже дискотеки вел в школе. Брал у фарцовщиков кассеты, переписывал и на следующий день говорил в классе: «У меня новый альбом Мадонны». И все такие: «Уау!». А пластинку переписать стоило тогда 3 рубля. Благо, уже тогда зарабатывал на радио, деньги были.
Однажды мама сообщила, что пришел новый сотрудник к ним: «Он всякую музыку слушает, тебе надо что-то записать?». Попросил записать то, что он захочет. Через пару дней была кассета, где с одной стороны Silent Circle, с другой AC/DC. Ну, с Silent Circle все понятно — «ля-ля-ля», попса. На другой стороне первой песней была Back in Black. Слушаю первые аккорды, думаю — странная музыка, потом послушаю.
Вечером снова ставлю AC/DC с решением дойти до конца. Через день понял, что ещё хочу. Ставлю — прет. Так, что-то не то, это же не Modern Talking. Ставлю ещё раз — конкретно прет!
Любовь к «металлу» была рисковой. В школе я был пионерским вожаком, потом председателем совета дружины, затем стал секретарем комитета школы и дошел до республиканского комитета комсомола. Получалось так, что мне было нельзя проявлять интересы к такой музыке. Старшие товарищи говорили «ай-яй-яй».
Родители уверяли, что с возрастом пройдет. Я сам думал, что уже должно пройти. Десять с лишним лет прошли в костюмах. Пока в какой-то момент я не понял, что жизнь не бесконечная. Встал выбор — жить в костюме дальше или дать себе волю.
Психологи говорят, что к сорока годам человек начинает реализовывать детские мечты: пожарная машина, самолетик, только уже настоящие. Я не вижу ничего в этом плохого. Может быть, серьезные люди скажут, что это ребячество, это несерьезно. Но именно они потом выбрасываются из окон. Когда в какой-то момент понимают, что в их жизни кроме делания денег ничего не осталось. Все остальное они убрали далеко «в гараж».
И вот они либо спиваются, либо вешаются, либо выбрасываются. Все лишь потому, что были слишком серьезны. Вроде бы и успешные: «Как так, у него же было все хорошо, мы все ему завидовали». А зачем ему завидовать? У него ничего жизни не осталось. Кем он хотел быть в детстве, в юности? Как он хотел выглядеть?
Люди надевают костюм, чтобы оправдать ожидания людей. А мне было интересно , изменится ко мне отношение или нет, если покажусь в футболке с черепом? Скажут ли они «я его не знаю» или признают меня глупым? Эксперимент удался — отношение не поменялось. Теперь друзья говорят «клево тебе». А вам-то кто мешает жить так же?
Ну, как в футболке с черепом на груди читать Достоевского? В фантастику меня привели люди, в умственных способностях которых сомневаться странно — профессора математики Непейвода и Медников.
На первом курсе я подошел к Николай Николаевичу за списком литературы, который нужно прочитать, чтобы состоятся в программировании. Он сказал «молодец, что спросил» и пошел составлять список вместе с Медниковым. Я надеялся увидеть там трактаты о математике, философские труды, т.е. кучу скучной и полезной литературы.
Через несколько дней отдали мне список: «Если ты это прочитаешь, computer science освоишь. Как закончишь, ещё дадим». Список открывать было стремно. Положил в сумку, дома посмотрю. Все-таки, последние деньки нормальной жизни, когда можно ещё почитать не занудное. Вечером я добираюсь до списка, открываю. Пункт первый — Толкиен, «Властелин колец». Не понял. Пункт второй — Герберт, «Дюна». Далее Желязны, Шекли, Кларк и другие.
Назавтра прихожу и спрашиваю Непейвода, не перепутали ли списки книг? Может быть, детям подборку делали? — «Да, да, все верно, иди читай». Зачем все это читать?
Математика, компьютеры — это абстрактное мышление, выход за пределы реальности. Уже потом ты видишь, что идеи с параллельными мирами имеют вполне конкретную реализацию в математике. Есть математические структуры, которые напоминают структуры многомерных миров.
К примеру, берем одну и ту же функцию и отображаем её на разные плоскости значения. Отображение всегда будет разным. Мы имеем в итоге модели разных миров, но каждый из которых порожден одним предметом или функцией. Они разные и зависят от того, как сформировался этот мир, на какую плоскость он был отображен. Таким образом, мы получаем параллельные реальности, которые порождены одним источником.
Это грубый пример, но он помогает воспринимать любые предметы или объекты в жизни не так, как они выглядят. Ты начинаешь смотреть на них с разных сторон. Это важно для человека, который занимается математикой, логикой или программированием. Ты исходишь из реальности, но через эти многомерные нереальные конструкции потом снова возвращаешься в реальность.
Фантастика — лучший способ тренировать мозг, чтобы выходить «за пределы». Уметь делать допущения, не разрушая логику мира — это и называется созданием виртуальных миров. Программист создает новые миры. Часто одного и того же результата в программировании можно добиться разными кодами.
Фантасты — лучшие футурологи. Они же не просто сидят и фантазируют. Это анализ огромного количества информации и порождение образов будущего настолько четких, что они оживают. Это даже не писатели, это люди, которые визуализируют свои выводы в тексте. Причем, в дальнейшем это видение людей цепляет, программирует к тому, чтобы именно это будущее создать.
Меня спрашивают, зачем проводить «Фестиваль фантастики»? Но я-то понимаю, что с фантастики у многих людей начинался жизненный путь. Если человек когда-то прочитал Жюля Верна, он неосознанно выбирает особый путь. Часто жизнь приводит к тому, что мы начинаем создавать то, о чем когда-то прочитали в книжке. Осознанно или нет, фантастика меняет будущее.
Три столпа: викинги-воины, суровая музыка, укрепляющая волю и возможность выходить за рамки привычной логики помогли не просто сделать сильную компанию. Это моя основа, которую не разрушат мелкие неприятности. Ведь человек часто сдается, если у него нет веры в себя и в дело.
Фото: Мария Семенова