16 сентября 2016 года
Роман Артемьев — 36 лет, актер и режиссер — наш земляк, родился в Глазове, а после школы уехал в Москву поступать во ВГИК. В июне 2016 года вышел его полнометражный фильм «Человек из будущего». «Выбирай» узнал, что движет Романом, как развивались отношения с продюсерами и почему фрилансерам нужно быть универсальными.
— «Человек из будущего» — это продолжение короткометражки «Спаситель» или что-то новое?
— Изначально «Спаситель» был просто короткометражкой. Мы не рассчитывали в 2013 году, что снимем из нее «полный метр». После различных конкурсов и фестивалей, я предложил своему соавтору расписать сценарий на «полный метр». Потом я показал сценарий Сергею Сельянову, директору фестиваля «Короче», где взял до этого гран-при за короткометражку. Сценарий ему понравился, и мы начали работать.
— Как рождался характер героя Александра Числова? Откуда он взялся?
— Александр Числов — актер эпизодических ролей. Около 250 эпизодических ролей. Я снимался с ним в фильме «Яр». Долго искал кандидатуры на роль Меркурьева и никак не мог подобрать подходящего актера.
Кастинг случайно мама сделала: «Ты же снимался с Сашей Числовым?» Я пригласил его на пробы. Больших ролей он ведь никогда не играл. И далее сценарий переделывали под него, потому что у Александра специфическое амплуа.
— Бюджет фильма 60 млн. Окупился ли он в прокате, и возможно ли такое вообще в России?
— Окупаемость фильма — дело сложное. Очень редко фильм приносит прибыль, если это не новогоднее кино или корпоративная комедия. Конкуренция большая с западными картинами. Наш фильм за время проката не окупился. На рекламу денег не было. Да и лето же, фактически мертвый сезон.
— Фильм «Человек из будущего» участвовал в «Кинотавре». Впервые за историю фестиваля больше половины фильмов — дебютные. Это изменение индустрии кино или случайность?
— Дебютантов было много. Думаю, сильных изменений в российском кинематографе не происходит. Просто так получилось в этом году. Появляются возможности снимать кино: технические, финансовые, человеческие. Появилось больше фестивалей, платформ для реализации проектов.
— Очень много фильмов продвигается за счет пиратства. В Голливуде вообще все поставлено на поток: съемки — прокат — пиратские копии в соцсетях. Пираты приносят славу и деньги создателям, если последние рассчитывают в дальнейшем выпускать новые фильмы. А это новые картины, новый прокат и деньги. Что для вас пираты?
— Я не думаю, что они продвигают. Сейчас, на мой взгляд, пиратство уже не так актуальна. Но в любом случае они расширяют платформу в кино.
— Полнометражная картина — это всегда большая команда. Как развивались отношения с продюсерами, актерами?
— Все люди разные. С кем-то ты можешь сойтись, с кем-то нет. Мне было комфортно, т.к. с продюсерами мы на берегу все обговорили, и в процесс они не вмешивались. доверяли. С коллективом тоже вышло хорошо. Мне позволили набрать старую команду, с которой мы снимали «Спаситель»: оператор, автор сценария, техническая группа — проверенные временем ребята.
— Ваша первая главная роль в фильме «Прогулка» (2002 год). Режиссер фильма — Юлия Колесник. Как вы относитесь к тому, что все больше появляется женщин-режиссеров?
— Женщин в кинематографе становится все больше. Правда, начинается разделение на мужское и женское кино. Думаю, это неправильно. Есть кино, и кто его снял, для меня неважно. Женщина или мужчина. Но большое появление женщин в индустрии, на мой взгляд, говорит о том, что у нас нет разделения на жанровое кино. А вернее, отсутствие жанровых фильмов. Комедии девушки снимают, драмы, а вот режиссеров фильмов-ужасов, триллеров, фантастики, и фильмов с поджанром среди женщин в России я не знаю.
— Вы ездили на два фестиваля Tellurid в Америку с фильмом «Тася». Как вы себя чувствовали в том мире кино?
— Приезжают студенты и профессионалы со всего мира. Такого у нас нет, к сожалению. Помимо сильных фильмов, там ещё мастер-классы проходят. Причем все очень просто и не пафосно. Но русских там мало. Их фактически нет.
Фильм «Тася» — это одно из учебных заданий. Снимал на пленку, экспедиция, с актерами работали много. Это картина без слов, сюжет строится только на игре актеров. Фильм универсальный, без языковых барьеров. Это и зацепило жюри на отборочном этапе и на самом фестивале.
— Как вы работаете с актерами, чтобы они играли так, как вам надо?
— Я сам по первой профессии — актер. Мне проще, у меня больше пристроек по работе с актерами. Кому-то нужно показать, кому-то нужны метафоры, кому-то нужны физические действия.
Я люблю делать перевертыши. Например, актер Александр Числов. Он же до этого играл всегда роли антагонистов. А в «Человеке из будущего» он играет добродушного веселого героя. Другой герой, Александр Баширов — тоже амплуа не светлых персонажей. И я снова сделал перевертыш — дав ему положительную роль. Его в таком амплуа никто не видел.
Перевертыши хороши тем, что даже сам актер начинает видеть новые горизонты своей работы. Тяжело из фильма в фильм играть похожие роли. Актер, на мой взгляд, «стачивается».
В «Человеке из будущего» повороты идут друг за другом. Фильм идет чуть больше часа, но зрители говорят, что за этот час у нас столько всего происходит. Ритм достаточно быстрый.
— Почему в описании деятельности в соцсетях вы написали «фрилансер»?
— Да, занятие у меня смешное. Я же не работаю на канале в должности режиссера телепередачи или что то подобное. Пишу сценарии, снимаю, сам снимаюсь, не так часто, конечно, но бывает раз в год. Свобода выбора — это здорово.
— Фраза из фильма «Тупой жирный заяц»: «Этому научить нельзя, научиться — можно». Как относитесь к этому выражению?
— В любом деле важно желание человека любить то, что делаешь. Есть замечательные педагоги, которые тебя направят и подскажут. Но только за счет своего труда и упорства ты можешь научиться. Слова и книги — это форма. Без практики теряется смысл слов.
Фото: Мария Семёнова, предоставлено гостем