"Девичник над вечным покоем"
Русский драматический театр им. В.Г. Короленко, г. Ижевск
Режиссер - Олег Молитвин
В преддверии весны Русский драматический театр г. Ижевска представил зрителям премьеру спектакля по пьесе Айвона Менчелла «Девичник над вечным покоем». Произведение драматурга написано легко и с чертовщинкой. «Секс в большом городе на пенсии» - подумалось мне при чтении. Главные героини – три вдовы, которым давно перевалило за пятьдесят, с упоением обсуждают одежду, мужиков и жизнь. Сколько бы ни было женщине лет, а эти три темы никогда не потеряют своей актуальности. Эксцентричная, но одинокая в душе Люсиль, милая бабушка Ида, пекущая печенье внукам и правильная Дорис, ни на секунду не предавшая память своего покойного мужа. Три абсолютно разных характера оказываются в одинаковых обстоятельствах. Ежегодно они вместе ходят на кладбище, ухаживают за могилами мужей, представляя, чем те сейчас занимаются, а про себя мечтают о счастливом продолжении жизни и о любви. Каждая о своей... Пьеса заставляет читателя задуматься о своей жизни, о своем прошлом, настоящем и будущем. Сколько дней счастья заготовлено нам судьбой? Как мы проживем эти дни? Что будет дальше? Много вопросов возникает при чтении. При чтении, но не при просмотре спектакля. «Девичник над вечным покоем» Олега Молитвина держится только на диалогах Менчелла, в остальном - пустота. Все два часа у меня было ощущение, что спектакль поставлен по законам драматургии, которым учат в вузе. Взял режиссер учебник Станиславского или еще какого-нибудь корифея и четко следует указаниям. Должна героиня закатить глаза и взмахнуть рукой при изображении необходимой эмоции в эту секунду – делает, должна сейчас вздохнуть – вздыхает. Не видно фантазии и собственного «Я» режиссера. Сейчас модно все осовременивать. Но это очень тонкая грань между актуальностью и глупостью. Вот и здесь режиссер не удержался от искушения вставить шутку на злобу дня, но сбалансировать не получилось. Образовался только абсолютно неостроумный и прямой намек на Трампа с демонстрацией его фотографии на журнале, выбивающийся из всего задуманного драматургом. Также удивляет сценография. Как там Антон Павлович говорил? «Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него». Зачем же тогда выносить на сцену столько мебели, если она никак не используется? Опять ощущение бессмысленности. И другой реквизит туда же. Приносит мясник Сэм пакет с печенью для Иды. А пакет-то пустой. Такая маленькая деталь, а пустота распространяется на значительное расстояние. Не спасает ситуации и игра актеров. Текст выучили, эмоции стандартные показали, а жизни своих героев не прожили. «Не верю!» - твердит внутренний голос. Не говорят люди с одинаковыми интонациями о шубе, любви и смерти. Если бы актеры жили на сцене, то и они бы не говорили. Нет отклика на их монологи, диалоги и сценарные переживания. Только пустота. Знаю, что премьерные показы отличаются от спектаклей несколько месяцев спустя, но что-то посмотреть на прогресс совсем не хочется.