Ижевск
32

Вайнах

    Подробное описание
    Расписание

    Чеченский государственный ансамбль народного танца «Вайнах» — кавалер Ордена имени первого Президента ЧР, Героя России А. А. Кадырова, кавалер Ордена «Золотая звезда высшей степени» Хашимитского Королевства Иордании, лауреат премии Правительства Российской Федерации, обладатель Гран-При международных конкурсов и фестивалей.



    Государственный ансамбль танца «Вайнах»... сколь значимо название легендарного танцевального коллектива, сколь много заложено в этом слове: в нем нрав и обычаи народа, его культура и традиции, в нем край отцов, величественный и прекрасный.



    Горы и долины, быстрые реки, ледники и лавины, срывающиеся со скал — таков Кавказ — горный край, изрезанный тысячами ущелий и долин, населенный десятками разноязычных народов. Среди этих народов с незапамятных времен между снежными вершинами Главного Кавказского хребта и долинами Терско-Кумской низменности живут чеченцы.



    Танцы и песни всегда занимали видное место в жизни вайнахов, сопровождая их в радости и в горе, в будни и в праздники. Самобытная культура, традиции и обычаи чеченцев, трепетно хранимые народом, передавались из поколения в поколение.


    
Кладезью национального искусства чеченского народа является известный не только на родине, но и за ее пределами Государственный ансамбль танца «Вайнах». За семьдесят шесть лет своей деятельности ансамбль прошел большой творческий путь. Хореографами, работавшими в разные годы с танцевальным коллективом, в результате глубокого изучения истоков чеченского фольклора удалось создать целостные, яркие хореографические полотна, основанные на органическом синтезе народной музыки и танца.



    Изящество, грация, великолепие национальных костюмов, отточенное мастерство чеченского танца, мастерского по своему хореографическому замыслу, зажигательные мелодии в виртуозном исполнении оркестра народных инструментов!... Сколько вдохновения «Вайнах» дарит зрителю!

    Чеченскому ансамблю рукоплескали во многих странах мира: Аргентине, Мексике, Перу, Сан-Сальвадор, Коста-Рике, Панаме, Португалии, Чехословакии, Иордании, Кении, Мозамбике, Сирии, Турции, Израиле, Палестине, Германии, Италии, Франции, Бельгии, Нидерландов, Испании.



    Коллектив стал визитной карточкой чеченского народа, его гордостью и культурным достоянием. «Вайнах» на языке танца выражает всю красоту характера и души чеченского народа, его эстетические и этические представления. Так, в хореографической композиции «Горцы» ярко продемонстрированы характер и манера исполнения, а в композиции «Под небом вайнахов» зрители видят красоту традиций и обычаев чеченского народа. «Танец с кинжалами» в сольном исполнении показывает удаль и мастерство владения кинжалами юноши-горца, в контраст этому номеру «Девичий лирический танец» демонстрирует красоту и одухотворенность девушки-горянки.



    Исполняются танцевальные композиции под сопровождение оркестра народных инструментов, в котором звучат кехат пондар — гармонь, дечиг пондар — струнный инструмент, вота — ударный инструмент, шедаг — флейта.



    Яркие костюмы артистов создают в хореографическом рисунке особый колорит. Чеченский национальный костюм как женский, так и мужской, отличается сдержанностью цветовой гаммы, строгостью линий покроя, яркими акцентами в украшении. В числе элементов национального костюма головной убор, как мужской, так и женский, несет в себе символическое значение — мужества и целомудрия. Дотронуться до папахи значило нанести мужчине смертельное оскорбление. Если же женщина бросала платок между вступившими в кровавую схватку, то бой прекращался.



    Элементы мужского костюма: папаха из каракуля, рубаха (бешмет) из легкой ткани, приталенного покроя, поверх которой надевается черкеска (чоа). И, конечно же, пояс, украшенный серебряными накладками и кинжал (шаьлта), который носили с 15—летнего возраста. Высокие кожаные сапоги без каблука (ичиги) поднимаются выше колена и затягиваются подвязками ниже колена. В них заправляют сшитые из легкой ткани штаны: широкие сверху и узкие снизу. По обеим сторонам на груди черкески пришиты семь или девять газырниц (бустам), в которые вставляют герметично закрытые цилиндрические емкости (их делали из бараньей кости), в которых раньше хранили порох. Завершают костюм бурка (верта) и башлык (башлакх), которые служат защитой от ненастья и холода. Женский наряд состоит из платья-туники с узким длинным рукавом до запястья. Оно шьется из легких светлых однотонных тканей длиной до щиколотки. От шеи до пояса пришиваются серебряные нагрудники (туьйдаргаш). Поверх надевается распашное платье-халат (г1абли), раскрытое до пояса, чтобы виднелись нагрудники. Оно застегивается на талии, обтягивая и подчеркивая фигуру. Пояс придает особую красоту. Его тоже делали из серебра. Голову покрывают длинным шарфом или платком (кортали) из легких материалов. Башмаки (пошмакхаш) тоже украшались серебряной нитью.

    К сожалению, у нас нет информации по сеансам для данного события.